МБОУ "Средняя школа № 4"
город Касимов, Рязанской области
  • О школе

    Полное наименование общеобразовательного учреждения  (в соответствии с Уставом): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 4"

    Сокращенное наименование учреждения: МБОУ "СШ №4"

    История школы

    В городах и селах  растет сеть школ, поднимаются корпуса светлых зданий. Ежегодно в нашей стране школьники празднуют новоселье.  Такое новоселье наша школа отпраздновала в 1955 году, во второй четверти. Дети, которые пришли  в нашу школу учились в 1-ой, 2-ой, 5-ой школах. Классы этих школ были переполнены, сами школы удалены на значительное расстояние от места жительства учащихся – все это создало потребность в строительстве в городе Касимове новой школы. Теперь в микрорайон нашей школы входят 20 улиц.

    В 1955 году контингент учащихся 1-8 классов составлял 390 человек. Директором школы была  Кира Петровна Жданова (1955-1957гг). Завучем Кислова Вера Ивановна.

    Учителя русского языка и литературы: Приклонский Анатолий Владимирович, Марютина Евдокия Георгиевна, Гогина Тамара Васильевна.

    Учителя математики: Буянова Маргарита Михайловна, Матвеева Зинаида Ивановна.

    Учитель физики – Крапотина Надежда Иосифовна.

    Учитель химии – Шибарова Нина Алексеевна.

    Учителя географии – Юрухин Никита Трофимович, Пергамент Фаина Абрамовна.

    Учитель биологии – Кузьмина Мария Ивановна.

    Учителя истории – Волкова Вера Борисовна, Бугров Василий Яковлевич, Полякова Зинаида Алексеевна.

    Учитель рисования и черчения – Жуков Иван Иванович.

    Учителя  немецкого языка – Лукашова Юлия Александровна, Щербатова Тамара Ивановна.

    Учитель физкультуры – Павловская Эмилия Николаевна.

    Учитель пения – Мелешкова Нина Павловна.

    Учитель технического труда – Спирин Иван Алексеевич.

    Учителя начальных классов:

    Кудрявцева Анна Ивановна – 1 класс,

    Семенова Елизавета Яковлевна – 2 класс,

    Дорожкина Зоя Николаевна – 2 класс,

    Бычкова Нинель Александровна – 3 класс,

    Крестова Мария Николаевна – 4 класс.

         К сентябрю 1955 года на улице Кооперативной, недалеко от торговых ларьков, подходили к концу работы по отделке новой школы. Рабочие трудились не покладая рук, но к 1 сентября школа еще не приняла новых учеников. Первый звонок раздался в новой школе только 1 ноября.

       Его дала Лёвина Александра Сергеевна, или тетя Шура, или баба Шура, как ее порой стали называть младшие ученики. Александра Сергеевна проработала в нашей школе 40 лет, и поэтому узнает в нас наших мам и пап. Именно она из года в год дает почетные звонки, которые заставляют нас ликовать. На Александру Сергеевну был оформлен первый приказ о работе.

    Выписка из приказа №1 от 18 октября 1955 года: Лёвину Александру Сергеевну принять на должность уборщицы с месячным окладом 225 рублей (старыми деньгами).

                                                                Директор школы: Жданова Кира Петровна

      И вот новенькая свежевыбеленная школа открыла двери для своих первых учеников. Она выглядела просто: дощатые некрашеные полы, беленые стены, окна из маленьких стекол, которые остались до сих пор. Света еще часто не было, и в классах стояли керосиновые лампы. И все это ослепляло безупречной чистотой, за которой с преданностью следили технички. А проверял их работу Иван Алексеевич Спирин. У него был белоснежный платок, которым он проводил по всем полкам и керосиновым лампам. За полами тоже был очень тщательный уход: их не только мыли, но еще и скребли.

      Возглавила в 1955 году  педагогический коллектив Жданова Кира Петровна,  которая приехала из Москвы в Касимов за мужем – врачом по назначению. В школу вместе с ней пришли работать: завуч – Кислова Вера Ивановна, математики – Матвеева Зинаида Ивановна, Крапотина Надежда Иосифовна, словесник – Марютина Евдокия Георгиевна, два историка – Бугров Василий Яковлевич и Левочкин Александр Матвеевич, физик – Овсянникова Галина Павловна. На должность старшей пионервожатой была принята Муратова Лидия Васильевна, библиотекарь – Харькова Ольга Николаевна.

      Постепенно в коллектив   вливались новые учителя, которые стали частью самого дружного и сплоченного коллектива в городе. Ими были: математик – Миронова Любовь Николаевна, словесник – Погожева Нина Николаевна, учитель французского языка – Прохина Валентина Николаевна.

      Большинство из них пришли в школу сразу после окончания средних и высших учебных заведений, и были молодыми  и неопытными. Их возраст не намного превышал возраст старших учеников. Но педагогические способности, которые они выявили в себе и решили посвятить себя учительской работе, помогли им наладить дисциплину в школе.

    Учителя очень хотели дать детям  знания, они всеми силами старались подбодрить учеников, и даже об успехах ребят иногда объявляли по радио. Но особую роль в школе играла директор – Кира Петровна. Она была небольшого роста, всегда строгая, подтянутая. Этакая современная деловая женщина.

    У нее был жесткий характер, присущий талантливому руководителю. Дети относились к ней с уважением и затаенным трепетом. По воспоминаниям учителей, после звонка двери буквально вышибались и слетали с петель, но если у дверей стояла Кира Петровна, ребята ходили «по струнке» благодаря ее холодному взгляду. Но строгой Кира Петровна была только в рабочее время. С детьми и коллегами она отлично ладила. И отзывались учителя  о ней наилучшим образом: веселая, жизнерадостная, энергичная, любила потанцевать.

      Когда в 1956 году в школу пришла Прохина Валентина Николаевна, Кира Петровна дала ей класс педагогической поддержки, который формировался из второгодников и третьегодников со всего города.

      Валентина Николаевна, наверное, единственная из всего коллектива учителей, быстро нашла с учениками этого класса общий язык.  Но формирование этого класса было ошибкой, поэтому, что в нем собрались вместе одни хулиганы со всего города, и,  поняв это, Жданова расформировала их по разным классам.

      Кира Петровна Жданова была хорошим руководителем, но в школе она проработала всего один год, уехав из города в связи с личными  обстоятельствами.

      Тогда в 1955 году школа №4 была совсем другой. Она была намного меньше, без спортзала, мастерских и столовой, с одним туалетом, причем он был холодным. Там, где сейчас находятся раздевалки спортзала, были жилые комнаты для директора и тети Шуры. На месте новой пристройки был яблоневый сад, теплица и разводили кроликов. Все это делалось руками детей, под руководством школьного биолога Марьи Ивановны Кузьминой.

      Раньше учащимся давали бесплатно молоко и булочки, и делали это в маленькой комнатке.

      Для занятий физической культурой ходили в спортшколу, а на уроки труда – в межшкольные мастерские, которые построил город. На дорогу тратилось много времени и уроки получались скомканные и неполноценные. Это все понимали, и при новом директоре Матвеевой Зинаиде Ивановне, пришедшей на этот пост в 195? Году началось проектирование мастерских и спортзала, в котором принимал участие, пришедший в 1960 году Жильцов Глеб Иванович.

      Так, как Кира Петровна ушла из школы, ее квартира освободилась, и там сделали класс.

      Во время работы директором Зинаиды Ивановны Матвеевой педколлектив школы пополнился новыми талантливыми учителями: учитель химии Таратова Надежда Васильева, которая позже получила звание заслуженного учителя РСФСР, словесник – Потанина Евгения Ивановна, географ – Корнилаева Антонина Ивановна. Физрук – Козлова Надежда Ивановна, словесник – Погожева Нина Николаевна, которая стала при Зинаиде Ивановне завучем школы. Нина Николаевна приехала с Сахалина и по совместительству работала в гороно. В это время в школе была своя машина и ребят обучали автоделу.

      В 1959 году в школу пришел один из самых заводных до сей поры людей – Грачев Николай Степанович после окончания 7 классов сельской школы. Тогда он был просто Колей, которого все очень любили. Он мог завести самого тихого человека. Проработав в школе три года, Николай Степанович ушел служить в Армию. Провожать к военкомату ходили почти всей школой.  Особенно много было девчонок, и когда новобранцы уехали, провожающие еще долго стояли у торговых ларьков – никак не могли разойтись: все вспоминали интересные случаи. Два года пролетели быстро, и Николай Степанович вновь вернулся в школу. Несмотря на то, что Николай Степанович имел большой успех у всех: от мала до велика, требовались знания, и он поступил заочно  в Рязанский пединститут. До 1967 года Николай Степанович был старшим школьным вожатым. В школе была Правофланговая дружина.

      В это время в школе училась Кузяева Люда, состоявшая в Совете дружины. Она была активисткой и участвовала во всех школьных концертах.

    Из дневника дружины им.Сергея Тюленина: «Мне выпало большое счастье – поездка в Артек. Я попала в 3 смену. Эта смена была международная, и в Артек съехались пионеры Гвинеи и Грузии, Украины и Чехословакии, два маленьких принца из Камбоджи. Мы со всеми очень подружились, много рассказывали о пионерии. Первый день было открытие слета. В следующие дни проходили соревнования по плаванию, прыжкам и бегу. Ребят, занявших первые места, награждали  заслуженные мастера спорта. В День памяти героев в Артеке открыли памятник «Неизвестному матросу». В День памятных знамен мы увидели знамя, спасенное Костей Кравчуком. Слет проходил очень интересно и дал много нового». Так рассказывала Кузяева Люся о II Всесоюзном слете пионеров в Артеке.

      В нашей школе всегда была лучшая самодеятельность. На концертах в школе, ДК, Доме пионеров не хватало мест для всех желающих посмотреть художественную самодеятельность нашей школы. Для выступления нашей школе давали целый день. Зал был забит, а когда пели песню «Вы служите, мы вас подождем» люди плакали. К этим концертам готовились очень долго основательно. Танцы ставили сами ребята. Особенно пользовалась популярностью «Летка-енка». В школе был свой оркестр и руководил им Саша Арапов, учащийся нашей школы. Баянистом был всем известный Артемов Владимир Васильевич, в ученичестве – Вова. Поэтому, даже аккомпанировали себе сами. Вместе с учителями сидели до ночи – мастерили костюмы и декорации. Учащимся тех лет запомнился черный хлеб и камса, которую в одно мгновенье съедали, так как работали без перерывов.

      Школу приглашали с концертами по деревням.  Иногда приходилось ходить пешком, а чаще присылали лошадей. Причем давали таких кляч, которых в гору приходилось самим толкать. А один раз дали телегу, на которой возили навоз, и артисты ехали стоя, сцепившись руками по кругу. Однажды прислали автобус без вентиляции и ребята выдавили стекло, за что им очень влетело. Обратно возвращались за полночь с песнями, забывая об усталости.

      Учителя не уступали ученикам.Из воспоминаний Прохиной В.Н.: «Однажды между Марютиной Евдокией Георгиевной и Араповым Сашей завязался спор: кто кого перетанцует. Борьба была очень упорной, но победило старшее поколение». Да, ребята были хоть куда. И показывали пример для самых маленьких. Они интересно организовывали праздники, особенно Новый год. В школе был вечный Дед Мороз – Тебенихина Александра Семеновна. Это прозвище оставалось за ней долго, но она не обижалась – ведь из года в год эта миссия принадлежала ей. На новогодние Елки дети приходили с родителями, все становились вокруг Елки в 2 круга и водили хоровод. Народу было очень много, иногда приходило около 250 человек и всем хватало сладостей. Детям было весело, а Дед Мороз подчас срывал голос. Это случилось, когда пришлось проводить Елку без аккомпанемента. Последнюю елку Александра Семеновна дала в 55 лет.

      Досуг всегда проводили весело и  интересно:  ребята увлекались краеведением, любили ходить в походы. Изучали не только историю города, но и окрестных деревень. Для этого ходили по лесной дороге в Гусь-Железный на экскурсию в дом помещицы Баташовой. Особенно интересно было в монетном дворе, который находился в подвале дома.  Ребята много узнавали об  истории поселка и помещицы Баташихи. В учебное время ходили в походы на близкое расстояние.   В летние каникулы учителя с ребятами ходили в походы  в Окский заповедник и на Светлое озеро».

    Людмила Ивановна Калинина вспоминает, что она не умела плавать, и ее перевозили через реку на бревне.

    Эти походы имели больше развлекательный характер. Они длились по неделе, иногда и больше. Измотанные пройденными километрами, искали стоянку, страивали ее, варили походную кашу и с темнотой садились вокруг костра. Обсуждали пройденный день, пели песни, рассказывали анекдоты. Об этом грезят все романтики. И потом весь год вспоминали о лете, пройденном вместе и так здорово всех сдружившем.

      Был такой случай: Прохина Валентина Николаевна собралась со своим выпускным  классом в поход, а ей в 2 дня надо было окучить большой участок картошки. Отказать ребятам неудобно и оставить свою маму наедине с полем нельзя. Окучивать Валентина Николаевна  решила до ночи, из последних сил, а только встала на борозду, глядь, - а весь класс на подмогу с тряпками идет. Старались так, что один из учеников упал в конце борозды.  Это был Жестков Николай – известный в нашем городе стоматолог. В поход пошли в срок,   и даже еще остались на один день.

      Много сил учителя отдавалось  работе.  Казалось бы, что за неделю учителя должны намозолить друг другу глаза и рваться  домой, а они и выходные проводили вместе с мужьями и коллегами. Зимой на лыжах, летом на рыбалке. Так же дружно справляли вместе все праздники и дни рождения – за чаем, приятной беседой, и, казалось бы, детскими играми: «пожарники», «третий лишний». Всем было и без алкоголя весело. Вечеринки заканчивались танцами. Вряд ли так проводят свое свободное время сегодняшние учителя.

      Годы летят быстро, школ в городе не хватало. Подходили к концу работы в только что построившейся 7-ой школе, куда и перевели Матвееву Зинаиду Ивановну за заслуги.

      На её место горком назначил Приклонского Анатолия Владимировича. Прошел горнило Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг., был ранен, награжден орденом Отечественной войны, медалями.  Педагогическая деятельность Приклонского Анатолия Владимировича началась в Крюковской восьмилетней школе,  куда в 1947 году он был назначен директором.  Одновременно вел уроки русского языка и литературы. Затем вел преподавательскую работу в педучилище.   Но директором нашей школы Анатолий Владимирович  проработал только год, уже через год он ушел  в педагогическое училище.

       Анатолий Владимирович Приклонский внес большой вклад в развитие педагогического образования. Он был талантливым человеком, обладал разносторонними, богатыми знаниями, писал замечательные стихи, был актером народного театра г.Касимова, дважды выступал на Кремлевской сцене.

      Своим ученикам и студентам Анатолий Владимирович прививал любовь к русскому языку и литературе, давал прекрасные знания. По его стопам пошли учителя нашей  школы Баринова Наталья Семеновна и Ольхова Любовь Ивановна. В семье Анатолия Владимировича тоже сложилась учительская династия. Анатолий Владимирович был награжден почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Рязанского облоно, грамотами городских организаций. Был награжден почетным знаком «Отличник народного просвещения». Многие касимовцы старшего поколения помнят об увлечении Анатолия Владимировича сценическим искусством. В Касимовском народном театре он сыграл много разных ролей:  в спектаклях «Русские люди» К.Симонова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Островского.  Вместе с Николаем Степановичем Грачевым Анатолий Владимирович в 1965 году выступал со спектаклем по пьесе С.А.Алешина «Палата» в Кремлевском театре, пьеса имела огромный успех.

        Директорское кресло занял Шибаров Семен Дмитриевич. При его правлении был достроен спортзал и мастерские.

        В 1967 году в школу пришла Рубцова Людмила Александровна – преподаватель французского языка.

        В 1968 году старшей пионервожатой стала Жирякова Люба – Ольхова Любовь Ивановна.

    И не надо забывать, что в эти годы все время в школе работал  всем известный затевала – Грачев Николай Степанович. К этому времени Николай Степанович получил 4 значка за работу пионервожатым и был повышен в должности. Он стал работать педагогом-организатором по внеклассной работе. Причем Николай Степанович прокручивал неслыханные мероприятия. Благодаря ему в нашем городе прошла встреча со знаменитой неразлучной тройкой: Миллером – Бабой Ягой, Хвалей – Дедом Морозом и знаменитым режиссером-сказочником Александром Роу. На вопрос: «Как это вам удалось?» - ответил: «Взбрело в голову, написал с ребятами письмо им, а они, не зная как оказать (так хитро было написано письмо!) решили приехать».

       Вместе с Любовь Ивановной Грачев вёл в выходные дни «Клуб выходного дня», где дети находились с 8 до 20ч. Там им помогали делать уроки, показывали в библиотеке на школьном киноаппарате фильмы, и что только не придумывали. Любовь Ивановна всегда проводила соревнования. Она в валенках в шубе забиралась на забор и оттуда следила за игрой. Причем соревнования проводились при любой погоде и температуре. Однажды, только после соревнований ребята с  Любовь Ивановной узнали, что в этот день была очень низкая температура, и в школу не надо было приходить.

    Из воспоминаний Л.И.Ольховой о работе старшей пионервожатой: «В 1968 год после окончания педагогического училища я была направлена горкомом комсомола на работу в школу №4 старшей пионервожатой. Хотя прошло уже более 40 лет, я хорошо помню это время, потому что организатором по внеклассной работе и педагогом – наставником моим был Грачев Николай Степанович.

    Жизнь после уроков в школе кипела: работали кружки, секции, клуб «Выходного дня». Каждое воскресенье мы  вместе с старшеклассниками организовывали занятия по интересам: он вел театральный кружок, ребята – спортивные, авиамодельный, шахматные, а моя задача заключалась в том, чтобы показать на «Украине» какой нибудь художественный фильм. Ребят собиралось много. Как вожатая, объявился месячник по сбору металлолома и макулатуры, школа бурлила. Макулатуру приходилось взвешивать на весах каждый кг и складывать в сарай, а металлолом определяли на глаз. Ежедневно подводились итоги. Победители награждались.

     На всех отрядных сборах я обязательно присутствовала, принимала рапорт председателя совета отряда, включалась в работу.

    Зимой на стадионе проходили соревнования по хоккею между классами. Чтобы между  мальчишками не было никаких конфликтов, я судила их встречи, мало что в этом понимая. В своей шубке сидела на барьере и вела счет. Однажды было уж очень морозно, когда игра закончилась, ребята сознались, что из-за низкой температуры объявили не учебный день.  Они    -то, конечно, не замерзли.

    Николай Степанович со своими комсомольцами, как водоворот, вовлекал меня во все школьные дела. Минуты свободной не было. Вспоминаю осенний поход на велосипедах за реку за шиповником, летний поход со старшеклассниками на Старицу.

    С особой гордостью я носила пионерский галстук, почти не снимала его. Как-то даже на Советскую в нем пошла, но поняла, что повязывать его нужно только в школе, а так хотелось похвалиться, что я вожатая одной из самых лучших школ города. Четвертая школа тогда гремела.

    Пионервожатой я работала один год (1968 – 1969г.) Это был год  становления моей трудовой педагогической деятельности.

    В 1969 году я была награждена Центральным Советом Всесоюзной организации имени В.И.Ленина знаком «За активную работу с пионерами».

      В 1969 году Любовь Ивановне дали 2- класс и она довела их до конца.

      При Семене Дмитриевиче в коллектив пришли молодые девчонки, после окончания Рязанского пединститута: Ларина Нина Ивановна – в девичестве Бозова, Козлова Зоя Ивановна -  девичестве Агафонова, Калинина Людмила Ивановна – в девичестве Кузяева Люда, которую в школе ещё помнили, как веселую, беззаботную девчонку, а она пришла учителем.

      В 1971 году в школу пришел молодой физрук – Матвеев Виталий Иванович, заочно учившейся  в Рязанском педагогическом  институте на историческом факультете.

      Коллектив подобрался молодой, веселый, почти все одного возраста. Все были талантливы, что доказывают их успехи в работе.  Людмила Ивановна 15 лет проработала директором своей родной школы. Любовь Ивановна Ольхова долгое время проработала в школе завучем по учебной части, ведет уроки русского языка и литературы. В настоящее время занимают должности: Нина Ивановна Ларина – директор школы №7 г.Касимова, Зоя Николаевна Козлова – десять лет была директором школы №4, сейчас – начальник городского отдела образования. Молодыми учителями они активно участвовали в художественной самодеятельности. Любовь Ивановна вспоминает, что даже была березкой.

      В связи с болезнью Семен Дмитриевич проработал в школе всего год. С должности завуча на место директора в 1975 году пришла Погожева Нина Николаевна. Завучем при ней была Крапотина Надежда Иосифовна. Под руководством Погожевой началась пристройка нового здания. Переделка санитарных узлов. Это было очень важно, потому что школа была перегружена, а пристройка дала много свободных, светлых классов и школа стала заниматься в одну смену. Но когда стали делать пристройку, пришлось вырубить школьный сад, уничтожили теплицы и кроликов.  Закончив пристройку, Н.Н.Погожева стала оборудовать школу техникой. За время её работы приобретено 9 телевизоров, проигрыватели, магнитофоны. В мастерские завезли станки и швейные машинки.

      Нина Николаевна любила новшества.  После года работы руководителем, вся школа подвела итоги учебного года за рекой на природе, куда всех отвезли на катере.   Это было неожиданное и новое решение.

    В школе была трудовая династия. В 1972 году в школу пришла дочь С.Д.Шибарова – Баринова Наталья Семеновна.

        В то время было очень много экскурсионных поездок. Ребята старались расширить свой кругозор, а поэтому способствовали поездкам.

    Очень  интересной была поездка в Керчь.  Класс имени Никитина узнал, что  его сестра приехала в Касимов. Встретившись  с ней, ребята много узнали об ее брате и семье. Женщина пригласила их в Керчь. Ребята загорелись этой идеей. Целый год они собирали макулатуру и металлом, и  каждый месяц в фонд класса вносили небольшие суммы. К концу года нужная сумма набралась, и ребята с Валентиной Николаевной Прохиной и Глебом Ивановичем Жильцовым взяли недельную путевку. С самого начала – в дороге, в поезде ребята вели дневник – отчет о поездке. С утра они были на экскурсиях, а после обеда шли на пляж к морю. Жили в интернате. Из рассказа Прохиной В.Н.: «Очень тяжелым впечатлением легла на меня и ребят экскурсия в каменоломни. Керчь два раза переходила из рук фашистов к нам. Когда фашисты заняли полуостров, русским войскам пришлось с местным населением уйти в каменоломни из ракушечника в горе».

    Одной из самых любимых игр того времени была военно-патриотическая игра «Зарница». Готовились к ней всю четверть. Проводились занятия поваров, стрелков, саперов, санитаров. Проходила «Зарница» 23 февраля. Когда ребята шли по городу, при этом, возлагая к памятникам цветы, за ними шло много зевак. Игра «Зарница» проходила в Затоне на Жуковой горе в Кастровом лесу. После ребят соревновались учителя. Причем всем очень нравилось, и после запланированных конкурсов, перетягивали канаты. Из воспоминаний Прохиной Валентины Николаевны: «Одна команда прятала знамя, и чтобы его взять, нужно было взобраться на отвесную гору. Сверху на тебя летели снежные комья и колеса, лестницы отбрасывались, и даже те, кому удавалось залезть, кувырком  летели вниз. Помню, я сама летела с горы вместе с ребятами. Потом мы все, голодные, шли к ледяным столам и стульям, вырезанным из снега. Нас ждали изумительные обеды. Праздник завершался салютом».

      Раньше, в годы строящегося социализма, школы обязаны были помогать колхозам. Осенью старшие классы на целые месяцы отправлялись в колхозы. И даже там вечно   неутомимая молодежь после рабочего дня находила в себе силы убегать на танцы. Из воспоминаний Ольховой Любовь Ивановны: «Поехали мы в колхоз: «Я, Таратова и Прохина. Уложив детей спать, стали сами готовиться ко сну, удивились необычной тишине. Решили зайти в спальни ещё раз, там никого не было, ребята на колхозном грузовике укатили в соседнюю деревню на танцы. Об этом нас уведомила одна из учениц.

    Из рассказа И.И.Кашкаровой, её послали в колхоз с ребятами, которые были выше её на голову и не слушались. Они были почти ровесники и, сбегая на танцы, звали её с собой.

      Погожева Нина Николаевна ушла из школы в 1980 году  и на её место поставили учителя математики Козлову Зою Николаевну. На вопрос: «Как школа изменилась во время Вашего руководства?» Она ответила: «Все 10 лет школа занимала первые места за подготовку к новому учебному году. При  мне ввели газовое отопление, перенесли женский туалет из биологической лаборатории (нынешней) к спортзалу, сделали компьютерный класс, фойе и лестницу отделали мраморной плитой.

     В 1989 году З.Н.Козлова была переведена на должность начальника городского отдела образования. И в 1989 году директором нашей школы педагогический коллектив выбрал Калинину Людмилу Ивановну. При ней образовался коллектив, который сохранился до сих пор: три заместителя Ольхова Л.И., Пасмурнова Р.А. – завучи по учебной части и Кашкарова И.И. – по воспитательной работе.

      Людмилой Ивановной Калининой была проведена работа по реставрации школы: в 1992 году сделан декоративный потолок в актовом зале

    Новости из школьного музея

    Школьный музей педагогической славы пополнился новым экспонатом.
    02 мая 2023, 08:49

    Школьный музей педагогической славы пополнился новым экспонатом - новой частью книги «История, рассказанная народом», которая выпущена Российской академией науки в 2022 году. «История, рассказанная народом» - это проект, посвящённый подвигу советского народа, спасшего мир от нацизма. В книгу вошли рассказы о прадедах учащихся нашей школы Бубнова Сергея и Федотовой Александры 8 Б класс) и учителя Вьюгиной Н.Ю. о своих дедах.
    Из собрания проекта «История, рассказанная народом» (15 часть)..
    30 апреля 2023, 08:54

    Из собрания проекта «История, рассказанная народом» (15 часть). Рассказ ученика 8 Бкласса Бубнова Сергея. «Мой прадед, Проскунин Михаил Яковлевич, родился 21 ноября 1923 года в семье колхозников в с. Бетино Касимовского района Рязанской области. Закончил 7 классов сельской школы. В апреле 1942 года по достижению 18 лет был призван на фронт в 33-ю запасную стрелковую бригаду рядовым пулеметчиком. В июле 1942 года Михаил Яковлевич был переведен в 170-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон телеграфистом. Батальон входил в состав Сталинградского фронта. 28 апреля 1944 года за мужество и отвагу Михаил Яковлевич был награжден медалью «За отвагу». В марте 1945 года - Орденом «Красная звезда», знаком «Гвардия», а феврале 1946 года медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». В феврале 1947 года был демобилизован в звании младший сержант. Я горжусь своим прадедом!»
    Из собрания проекта «История, рассказанная народом» (15 часть). Рассказ ученицы 8б класса Федотовой Александры..
    30 апреля 2023, 08:58

    Из собрания проекта «История, рассказанная народом» (15 часть). Рассказ ученицы 8б класса Федотовой Александры. «Мой прадед Федотов Александр Васильевич (1923 г.р.) - командир торпедного катера. Участвовал в военных действиях 1941 - 1945гг. в Балтийском море и Финском заливе. Во время авианалёта на конвой при сопровождении военных кораблей в Финском заливе получил осколочное ранение. Из госпиталя вернулся на свой катер. Вместе со своим подразделением и несколькими военными кораблями участвовал в военных операциях вблизи побережья. Встретил Победу в Кёнигсберге (Калининграде). Прабабушка - Королёва Иустиния Семёновна (1920 г.р.) - была зенитчицей. В 1941 - 1942 гг. находилась в Коломне вместе со своим отрядом и участвовала в военных действиях при обороне Москвы. Затем после отступления немецких войск и освобождения соседних с Москвой областей вместе с войсками Красной Армии продвигались в сторону Восточной Пруссии и Польши. Встретила Победу в 1945 году в Польше.»
    День музеев.
    20 мая 2023, 10:49

    18 мая отмечается Международный день музеев. Именно в музейных коллекциях храняться знаменитые произведения искусства, вещи, представляющие огромную культурную ценность, свидетельства эпохи. В школе № 4 действует историко-краеведческая музейная комната педагогической славы. Музейная комната - это плод труда нескольких поколений учителей и учащихся. Бережно хранит она славные страницы истории школы, связанные с ее педагогами и учениками, людьми, которые помогали и помогают развиваться и совершенствоваться нашей школе, ее достижения и традиции. Идея создания музея была предложена более 20 лет назад Кашкаровой Ирине Ивановне, тогда завучу по воспитательной работе. Её инициативу поддержали Калинина Людмила Ивановна (в то время директор школы) и учитель истории Кондрашова Наталия Юрьевна. Работа по созданию музея истории школы началась в 1996 году. Первым руководителем школьного музея стала Кондрашова Наталия Юрьевна.
    День пионерии.
    22 мая 2023, 10:51

    19 мая отмечается День пионерии. В СССР День пионерии являлся одним из главных праздников советских школьников. История пионерской организации нашей школы берет свое начало с момента открытия школы 2 ноября 1955 года. Пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза Сергея Тюленина. Каждый пионер школы знал имя Героя-комсомольца — Сергея Тюленина.
    Ко Дню пионерии.
    22 мая 2023, 11:02

    "Пионер – всем ребятам пример". В День Пионерии наш рассказ о самой активной пионерке школьной пионерской организации им. Сергея Тюленина Калининой Людмиле Ивановне, выпускнице нашей школы 1965 года. В школьные годы Люся Кузяева была активисткой, председателем пионерской дружины и участвовала во всех смотрах художественной самодеятельности, что подтверждают старые школьные фотографии. За хорошую учебу и активную пионерскую работу она была награждена поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
    Вести из школьного музея.
    28 сентября 2023, 16:42

    В школьном музее педагогической славы МБОУ "СШ № 4" есть небольшая экспозиция, посвященная истории школьного туристического клуба "Искатели". 27-го сентября в День международного дня туризма первый руководитель школьного туристического клуба, учитель математики, Лариса Сергеевна Утина листает альбом истории клуба "Искатели" - походы, песни под гитару... Еще в институте Лариса Сергеевна увлекалась туризмом... В 90-х в школе молодой учитель математики начала вести туристический клуб. Участниками турклуба стали ученики Ларисы Сергеевны. Самыми активными были Канунников Сергей, Мирзоян Андрей, Афонин Александр, Новиков Сергей, Громова Надежда и др. Они принимали активное участие в городских и областных туристическо-спортивных соревнованиях, занимая только призовые места. Ребята много путешествовали пешком, на лыжах, на байдарках. Сначала ходили по окрестностям Касимова, предпочитая места, связанные с историей родного края. Со временем маршруты усложнились. Участники турклуба побывали в Крыму, Карелии, Кавказе, отрабатывая технику горного туризма. Лариса Сергеевна передала свою любовь к путешествиям, особенно по местам родного края, своим ученикам, эту любовь к путешествиям многие её ученики сохранили в своей душе и уже передают своим детям. С праздником вас, турклубовцы школы № 4!
    Акция "Подари музею экспонат".
    02 октября 2023, 14:23

    В школьном музее новый экспонат – школьный портфель 70-80-х годов. Портфель был подарен жительницей нашего города Левиной Валентиной Леонидовной, ветераном педагогического труда. Первыми познакомились с новым экспонатом учащиеся 4в класса (классный руководитель Шалина Е.А.) Советские портфели и ранцы были сделаны из заменителя кожи, причём настолько толстого, что согнуть его в неположенном месте было достаточно тяжело. Застёжки делались из металла. Внутри них стояли мощные пружины, которые часто заклинивали, и чтобы открыть свой портфель иногда приходилось достаточно долго повозиться, а то и просить помощи у учителя. Школьный портфель - надежный друг советского школьника, в котором можно было и учебники в школу носить, и с горки прокатиться... Эх, еще бы ранец найти...ведь наверняка пылиться у кого-нибудь на чердаке или в сарае...
    Обзорная экскурсия по экспозициям музея "Сердце, отданное детям".
    02 октября 2023, 15:21

    29 сентября ко Дню учителя в школьном музее педагогической славы для учащихся 6б класса (классный руководитель Кондрашова Н.Ю.) прошла обзорная экскурсия по экспозициям музея "Сердце, отданное детям", "Ветераны педагогического труда", "Вчера - ученик, сегодня - учитель", "Учителя - фронтовики", "Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей", "Учителя - ветераны педагогического труда". Ребята узнали о заслуженных учителях школы, учителях нашей школы – ветеранах педагогического труда, о педагогах, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Особенно вызвала интерес у учащихся экспозиция "Вчера - ученик, сегодня - учитель". Дети узнали о том, что много учителей нашей школы являются её выпускниками. У учащихся осталось много впечатлений от увиденных экспозиций.
    Всероссийский музейный урок «Первые в космосе».
    13 октября 2023, 13:43

    12 октября в 9Б классе прошел Всероссийский музейный урок «Первые в космосе». На уроке учащиеся узнали новые интересные данные об освоении космического пространства; познакомитесь с видеофильмом "Небесная механика и космические орбиты" из Мемориального музея космонавтики; попробовали себя в роли космических путешественников по Мемориальному музею космонавтики. Урок проводится Министерством просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» совместно с государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Мемориальный музей космонавтики».

    Образование и формы обучения

    Получение общего образования в форме очного обучения.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу.
    Программа как управленческий документ развития школы определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie